Несоответствие юридического адреса фактическому: ответственность и риски
Гражданский кодекс РФ (далее: «ГК РФ») содержит понятие места нахождения организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ), что и должно быть указано в его учредительных документах (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК РФ).
В практической работе организации часто используют понятие: «юридический адрес», под которым понимают: адрес места нахождения организации, указанный в учредительных документах. Вместе с тем, адрес места нахождения или так называемый: «юридический адрес» организации часто не совпадает с фактическим адресом, т.е. тем адресом, по которому организация осуществляет свою управленческую деятельность.
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее: «Закон N 129-ФЗ») государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (например: генерального директора, директора, другого единоличного исполнительного органа или иного уполномоченного лица). Также, согласно подпункту «в» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ следует, что адрес места нахождения также рассматривается законом в качестве адреса, «по которому осуществляется связь с юридическим лицом». Кроме того, информация о месте нахождения юридического лица содержится и вносится в ЕГРЮЛ в соответствии со ст. 17 Закона № 129-ФЗ, в связи с чем, данная информация организации должна быть достоверной и актуальной.
В том случае, если сведения о месте нахождения организации (ее единоличного исполнительного органа) указаны недостоверно, то ответственное лицо может быть привлечено к административной ответственности за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, недостоверных сведений по части 3 статьи 14.25 КоАП РФ.
Кроме того, если будет доказано умышленное искажение сведений о месте нахождения организации, то за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения предусмотрена ответственность согласно части 4 статьи 14.25 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно правовой позиции ФНС РФ, изложенной в письме N ЧД-6-09/761@ от 13.09.2005 «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации», под недостоверными сведениями понимается неумышленное наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов.
В случае отсутствия организации по адресу, указанному в учредительных документах, существует риск предъявления претензий со стороны налоговых органов. Для того, чтобы избежать предъявления возможных претензий со стороны налоговых органов, рекомендуется вносить соответствующие изменения в учредительные документы юридического лица и ЕГРЮЛ в части сведений о месте нахождения организации.